Progress28.ru

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны

Защита государственной тайны. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

Защита государственной тайны. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

Порядок контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны определен разделом VIII Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации.

Фактически здесь представлены органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

Таковыми, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 333 (постановлением утверждено «Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны») являются:

  • по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, — Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом);
  • на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, (в пределах их компетенции), Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны — Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции).

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется не позднее трех рабочих дней до ее начала путем направления органом государственного контроля письменного уведомления.

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки является:

истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;

  • поступление в органы государственного контроля информации, указывающей на признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
  • наличие предписания (приказа, распоряжения или иного распорядительного документа) руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля (уполномоченным им должностным лицом), но не более чем на двадцать рабочих дней.

Ведомственный контроль. Органы государственной власти, наделенные в соответствии с Законом «О государственной тайне» полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, контролируют эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных им органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации организуется их руководителями.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны

ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ»

Читать еще:  Защита от производственного шума

1 июля 1993 г. N 5485-1

(в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)

РАЗДЕЛ VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности.

РАЗДЕЛ VIII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ).

Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации организуется их руководителями (часть 3 в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ).

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

Статья 32. Прокурорский надзор

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Президент Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством РФ.

Органы государственной власти, наделенные в соответствии с Законом «О государственной тайне» полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства РФ организуется их руководителями.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Планы семинарских занятий.

Методические рекомендации к семинарским занятиям

Все виды занятий по курсу «Правоведение (право)» (лекции, семинары) составлены в соответствии с программой и тематическим планом курса.

Читать еще:  Как защитить ячейки в экселе

Целями данных занятий по курсу являются:

— активное и глубокое усвоение слушателями наиболее важных и сложных вопросов основ правоведения;

— приобретение слушателями необходимых практических навыков в использовании теоретических основ и положений правоведения в повседневной практической деятельности обучаемых.

Основой глубокого усвоения курса является тщательное изучение рекомендованных программой и планом проведения семинарских занятий различных источников правоведения, прежде всего, Конституции Российской Федерации, Федеральных Законов Российской Федерации, указов Президента, кодексов и законов по видам природных ресурсов, ведомственных нормативных актов, приказов в области правоохранительной деятельности, природоресурсного и природоохранительного права России.

При подготовке к каждому занятию слушатели должны внимательно изучить литературу, указанную в программе курса и плане занятий, подготовить план ответа на каждый учебный или контрольный вопрос занятия.

Указанная литература не является исчерпывающей. Пользуясь картотекой, находящейся в библиотеке или на кафедре, слушатели могут самостоятельно ознакомиться и с другими источниками по интересующим вопросам правоведения, а также практики их решения в правоприменительной деятельности по избранной специальности.

Планы семинарских занятий

Занятие 1. Понятие права и государства

План:

1. Происхождение и сущность государства.

2. Государство, его признаки и функции.

3. Формы государства.

Сообщения и доклады

1. Задачи государства в условиях перехода России к рынку.

2. Новые тенденции в развитии современных государств.

3. Социально-правовое государство.

Литература

1. Алексеев Л. И. К вопросу об общем понятии права. // Государство и право, № 6

2. Балашов А.И. Правоведение: учебник по дисциплине «Правоведение» для сту-

дентов высш. учеб. заведений, обучающихся по неюридическим специальностям / А. И.

Балашов, Г. П. Рудаков. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2008.

3. Большой юридический энциклопедический словарь / Барихин А.Б., авт.-сост. — 2-

е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2008.

4. Основы государства и права: учеб. пособие для поступающ. в юр. вузы. — 14-е

изд., перераб. и доп. / Ред. О.Е. Кутафин — М.: Юристь, 2007.

5. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник / Ред. Дмитриев Ю.А.- М.:

Высшее образование, 2008.

6. Право: учебник / В. И. Шкатулла, В. В. Надвикова, М. В. Сычинская. — М.: Выс-

7. Правоведение: электронный учебник: CD / В. А. Алексеенко, О. Н. Булаков, И.

В. Зыкова, Н. Н. Косаренко. — М.: КноРус, 2008.

8. Правоведение: практикум. — 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Васенков В.А. —

9. Правоведение: учеб. для неюридич. вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. / Ред. О.Е.

Кутафин — М.: Юристь, 2007.

10. Правоведение. Уч. пос. / Под ред. Комковой Г.Н.- М.: Проспект, 2009.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Статья 23.45 КОАП РФ. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны

1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 и 7 статьи 13.12, частью 2 статьи 13.13 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности Российской Федерации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти;

2) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, его заместители;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

4) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, его заместители;

5) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;

6) руководители подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности Российской Федерации, обороны Российской Федерации, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, осуществляющих лицензирование видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну, их заместители.

Читать еще:  Архивирование информации как средство защиты

Комментарии к ст. 23.45 КОАП РФ

1. Правовые основы деятельности органов, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны, установлены Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. и доп.). В соответствии со ст. 20 указанного Закона к числу органов защиты государственной тайны отнесены такие федеральные органы исполнительной власти, как ФСБ России, Минобороны России, СВР России, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), а также их территориальные органы.

2. Функции органов ФСБ определены Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Положение о Федеральной службе безопасности РФ утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 (с изм. и доп.). ФСБ России осуществляет государственное управление в сфере обеспечения безопасности страны, в том числе в сфере обеспечения информационной безопасности и защиты сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с п. 1 ч. 2 комментируемой статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФСБ России вправе Директор ФСБ России, его заместители, руководители территориальных органов ФСБ России, их заместители, а также начальники структурных подразделений территориальных органов ФСБ.

3. Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны. Положение о Министерстве обороны РФ утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 (с изм. и доп.).

Задачи по осуществлению мероприятий, связанных с защитой государственной тайны в Вооруженных Силах РФ, возложены также на Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 комментируемой статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Минобороны России вправе Министр обороны РФ, а также его заместители, включая начальника Генерального штаба, являющегося по должности первым заместителем Министра обороны.

4. Статус и правовые основы деятельности Службы внешней разведки РФ (СВР России) регулируются Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке» (с изм. и доп.).

СВР России осуществляет мероприятия по защите государственной тайны в пределах своих полномочий. В соответствии с п. 4 ч. 2 данной статьи рассматривать дела об административных правонарушениях вправе директор СВР и его заместители.

5. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, ныне является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 (с изм. и доп.).

В указанном Положении определены полномочия ФСТЭК России по осуществлению контроля по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также по контролю в ряде других областей, связанному с обеспечением государственной и служебной тайны.

В соответствии с п. 5 ч. 2 комментируемой статьи в Положении указано на право ФСТЭК России рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и на обязанность Директора ФСТЭК России организовать в данной Службе рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Правом рассматривать дела об административных правонарушениях обладают Директор ФСТЭК России, его заместители; руководители территориальных органов Службы, их заместители.

6. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» ФСБ России, СВР России осуществляют лицензирование деятельности предприятий, организаций и учреждений по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Определенные функции в сфере лицензирования в указанной выше области осуществляет ФСТЭК России.

Рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с п. 6 ч. 2 комментируемой статьи вправе руководители подразделений указанных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование соответствующих видов деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector